Панфилова: Плакаты участников конкурса ОНФ должны напомнить об отношении к выборам, как к празднику

На протяжении многих десятилетий жители нашей страны относились к выборам, как к особенному, праздничному событию. В советское время это были дни радостного народного единения, когда голосовать шли целыми семьями и коллективами. Отразить эту позитивную традицию нужно постараться участникам конкурса плакатов ОНФ «День выборов».

В то же время их работы должны рассказать о непростой, но интересной современной эпохе. Такое мнение высказала заслуженный деятель культуры России, заведующий отделом изобразительного искусства Музея современной истории России и член жюри конкурса ОНФ «День выборов» Вера Панфилова.

Конкурс «День выборов», который ОНФ проводит вместе с Музеем современной истории России при поддержке «Русской медиагруппы» (РМГ), посвящен выборам президента страны, которые пройдут 18 марта 2018 г. Предполагается, что созданные плакаты привлекут внимание граждан страны к этому важному событию, напомнят о необходимости выполнить свой гражданский долг.

«Прежде чем приступать к работе, участники конкурса плакатов должны четко ответить для себя на главные вопросы и воплотить ответы в своем рисунке, – отметила Вера Панфилова. – За что или против чего человек голосует? Кто именно голосует? Почему нужно идти на выборы? В разные периоды жизни нашей страны одни из этих вопросов выходили на первый план, другие – отступали».

Например, в первое время после революции 1917 г. авторы предвыборных плакатов показывали в основном, за что нужно голосовать и против чего или против кого. Их творческая энергия была направлена на классовых врагов, представителей буржуазии. В то же время очень много сатирических предвыборных плакатов являют собой протест против порождений советской действительности. Под прицел попадали волокитчики, бюрократы, служители культа и все остальные, кто, как считалось, позорит страну и кого не надо выбирать в местные органы власти. Например, в Музее современной истории России хранится плакат, который призывает население Крайнего Севера ни в коем случае не выбирать в Советы шаманов.

«В истории советского плакатного искусства был самый яркий, праздничный период, – комментирует Вера Панфилова. – Это послевоенное время. Начиная с 1946 г., когда избирался Верховный совет СССР, день выборов стал всеобщим грандиозным праздником. Страна только что победила в страшной войне, спасла мир от фашизма. И все верили в светлое будущее. Эти светлые радостные настроения отражены в плакатах того времени, каких в нашем музее хранится немало. И более ярких, позитивных изображений, чем созданных тогда, в искусстве плаката не найти. Авторы изображают, как нарядно одетые люди в приподнятом настроении массово идут на агитационные пункты. Голосовать за свое будущее шли абсолютно все: рабочие и крестьяне, военные и студенты. На агитпункт отправлялись целыми семьями, брали с собой детей – люди хотели праздника, ностальгируя по мирным довоенным дням. И обстановка вокруг создавалась соответствующая – украшались улицы, на агитпунктах звучала музыка, открывались буфеты, где можно было попробовать недоступные в обычное время продукты».

Большую роль сыграл и тот факт, что после войны в искусство плаката пришли живописцы. Это уже были не сжатые лозунги с графическими элементами, а настоящие картины. В качестве примера Вера Панфилова привела плакат академика, народного художника СССР Александра Герасимова (хранится в Музее современной истории России), на котором празднично одетые люди на санях и грузовиках длинной вереницей отправляются на избирательный участок. А на сельской улице народ отмечает день выборов.

После перестройки 1990-х годов изменилась жизнь страны, а вместе с ней – и предвыборный агитплакат. Электорат с него исчез, и теперь стало мало понятно, за что или против чего голосовать, считает специалист. Пришло время конкретных персоналий. На всех плакатах изображаются лидеры разных партий, которые претендовали на президентский пост.

«Я думаю, это будет правильно, если участники конкурса плакатов ОНФ сохранят в своих работах праздничное отношение к выборам, напомнят о традиции видеть в этом дне радостную возможность определить свое будущее, будущее своей страны. В целом хотелось бы, чтобы в конкурсных работах отразилась эпоха, наше непростое время и, конечно, наша родная страна. Об этом не должны забывать участники конкурса», – заключила Вера Панфилова.

Общероссийский народный фронт (ОНФ) – это общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером движения является Владимир Путин. Главные задачи ОНФ - контроль за исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни граждан.

Пресс-служба ОНФ