Исследование "Игры наших прабабушек" представила девятиклассница из белгородского Валуйского района

Департамент образования Белгородской области сообщил, что в Белгороде прошёл региональный этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос». В сообщении, подготовленном Александром Говорушенко, говорится, что "Участники со всех уголков региона представили такое количество уникальной информации, что хватило бы на отдельный учебник по белгородоведению. Так, например, 9-классница Оля Хоружая из Валуйского района продемонстрировала крайне любопытное исследование на тему «Игры наших прабабушек». В нём она провела подробный анализ того, насколько сильно современные детские игры отличаются от тех, в какие играли наши предки. Или детальный эколого-краеведческий маршрут по селу Бабанинка Старооскольского района, представленный 8-классницей Лидией Мальцевой. После таких презентаций возникает острое желание взять рюкзак и оправиться изучать природные богатства Белгородчины. А как вам тщательное описание предметов материальной культуры в свадебных обрядах староверов села Дегтярное и хутора Гамаюнов? Дарья Болотова, ученица 11 класса Дегтяренской средней школы, не просто провела архивное исследование — она непосредственно встретилась с местными староверами и зафиксировала все свадебные атрибуты (рушники, скатерти и так называемые «лестовки» — старообрядческие чётки). И это лишь малая часть из нескольких десятков исследований. Поражает пристальное внимание молодёжи к собственной локальной культуре. Каждая работа выполнена с академической точностью и искренним интересом к малой родине. И всё же, регламент конкурса предусматривает выбор победителей. Экспертное жюри определило ребят, которые поедут на всероссийский этап конкурса в апреле. Александр Данченко из Вейделевского района, Виктория Финашина из Старооскольского городского округа и Софья Кононова из Красногвардейского района не только представят уникальные белгородские ценности всей стране, но и сами познакомятся с традициями других этносов". В сообщении поясняется, что "В региональном этапе конкурса участвовало 39 школьников в возрасте от 12 до 18 лет. Его основная цель — воспитание у детей и молодёжи ценностного отношения к природному и культурному окружению. Таким образом участники сохраняют культурное наследие своей малой родины. Конкурс проходил в 5 номинациях: «Гуманитарно-экологические исследования»: в этом направлении юные исследователи изучали взаимоотношения этноса и природы, отражение природы в культуре этноса, а также влияние религиозных и иных традиций на природопользование. «Традиционная культура»: здесь ребята создавали практические проекты, направленные на сохранение и воспроизведение явлений нематериальной культуры — песен, танцев, игр и обрядов. Отдельные темы также касались предметов материальной культуры (одежды, утвари, продуктов питания) с использованием природных материалов. «Эколого-краеведческие путеводители»: в рамках этой номинации школьники представили краеведческие путеводители и описания маршрутов, которые знакомят с культурным и природным наследием малой родины. Отдельные исследования были направлены на развитие сельского и экологического туризма. «Публицистика в защиту природы и культуры»: в рамках этого направления экспертной комиссией рассматривались статьи, эссе, очерки и другие публицистические произведения, посвящённые проблемам комплексного сохранения культурного и природного наследия, а также выражающие личное понимание проблемы взаимоотношений этноса и природной среды. «Живой символ малой родины»: номинация для самых юных участников конкурса (12-13 лет). Направление позволило ребятам раскрыть свой творческий потенциал. Здесь рассматривались живописные и другие художественные работы, в которых авторы представляли символ малой родины (растение или животное) и письменное обоснование своего выбора".