Балетный класс

balet_200.jpg Белгород увидел «Имперский Русский балет». Прославленный коллектив Гедиминаса Таранды станцевал для местной публики «Шехеразаду» и «Кармен-сюиту». Программа завершила уникальный для Белгорода фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи».

Билеты раскупили задолго до даты выступления. И вот исторический день настал – семьсот человек не отрывают глаз от закрытых кулис. Расположившиеся рядом с первыми рядами музыканты подогревают интригу – труппа станцует под живую музыку. Несколько минут, словно разогревая зал, симфонический оркестр белгородской филармонии играет в одиночку, и только затем занавес раздвигается, обнажая сцену.

balet_1.jpg

Публику встречает гарем восточных красавиц. Первый в программе – балет «Шехеразада», поставленный по сюжету одной из сказок «Тысячи и одной ночи» на музыку сюиты Римского-Корсакова. Незамысловатую историю супружеской неверности солисты передали горячо и вместе с тем изящно.

Пока султан Шахрияр – муж Зобеиды – на охоте, она отвечает на знаки внимания другому. Пара, большую часть времени находящаяся в центре событий, приковывает взор. Живые эмоции, утонченные жесты, мягкие па – такая измена, право, не вызывает осуждения. Возлюбленными хочется любоваться снова и снова. Вместе с ними флирту и веселью предается весь гарем.

balet_2.jpg

Внезапное возвращение султана, который ушел из дома, чтобы проверить жену на верность, застает врасплох развлекающихся во дворце. Шахрияр велит казнить своих наложниц, евнухов и рабов. Гордая и раздавленная смертью любимого Зобеида убивает себя.

Все – от первой до последней сцены – в лучших традициях русской балетной школы. Если поддержка – то легкая и стремящаяся вверх, если арабеска – то на самых кончиках пальцев, если прыжок – то высокий и страстный. Впрочем, не только хореографическое мастерство танцоров, но и их актерская игра были на высоте. Шахрияр выглядел убедительно разгневанным, любовник Зобеиды – очарованным, она сама – смелой и решительной.

В этот вечер солистка труппы «Имперского Русского балета» Анна Пашкова дважды представала в роли обольстительницы, покоряющей мужские сердца. Хореографическая версия знаменитой оперы Жоржа Бизе «Кармен» продолжила программу. Сменив восточный наряд на корсет, а шарм – на страсть и непосредственность, перед публикой появилась цыганка.

Без особых усилий красавица с цветком в волосах сводит с ума солдата Хозе. Вырвав у Кармен первый поцелуй, он пьянеет от любви и больше уже ни на шаг не отпускает свободолюбивую спутницу. Разве она может это выдержать?

И снова – любовный треугольник, и снова – трагичный финал. Возлюбленная Хозе увлекается Тореадором, увидев его выступление на корриде. Но и он не может сделать ее счастливой. В приступе ревности солдат убивает Кармен ударом кинжала. Кажется, она сама этого хотела – разглядеть ее душу за яркой красотой так никому и не удалось.

Родион Щедрин создал «Кармен-сюиту» специально для примы балета Большого театра Майи Плисецкой. Премьера состоялась в 1967 году. «Жгучую» историю роковой любви коллектив Гедиминаса Таранды, заслуженного деятеля искусств РФ, исполнил по-своему красиво. Характер взаимоотношений героев передавали удивительные хореографические решения и пантомимические сцены. Отвечая на приветствие Хозе, гордая Кармен с ухмылкой протягивает ему ногу. А тот, едва коснувшись ее губ, одухотворенно выполняет один пируэт за другим, превращаясь из грубого солдата в нежного любовника. Отлюбивших и отстрадавших на сцене солистов провожали несмолкающими овациями.

Громкое начало, душевное продолжение и незабываемый финал – такими получились «Шереметевские музыкальные ассамблеи», объединившие в себе три уникальных концерта оперы, хорового пения и балета.

- Наш фестиваль был столь красочным и насыщенным благодаря Фонду развития классического музыкального искусства, созданному в Белгороде, - подвел итог художественный руководитель областной филармонии Иван Трунов. - Наши меценаты вкладывают деньги в культуру, и делают это для вас, уважаемая публика!

Татьяна Матико

Темы: