То, что скрыто

zavgorodniy.jpg Построить дом и закопать в землю саженец – нормальная классическая жизненная задача для нормального мужчины. Построить несколько подстанций, каждая из которых дает электричество целому поселку, городу или району, установить сотни опор и протянуть воздушные линии электропередачи, проложить в земле сотни километров кабеля, который электричество доставляет в наши дома, – это уже задача для очень энергичного мужчины и возглавляемого им коллектива профессиональных строителей и ремонтников. Сегодня наш гость Владимир Завгородний, генеральный директор ОАО «Мехколонна №77». – Есть такая народная примета – если начали перекапывать улицы, скоро осень. В этом году в разгар лета перекопан весь город. Какая часть этих раскопок принадлежит ОАО «Мехколонна №77»? – Мы как-то подсчитывали, что наша компания проводит больше половины всех работ по строительству и реконструкции кабельных линий в городе. Это как прокладка новых линий, так и замена старого кабеля. Не секрет, что многие сети в городе еще 30-40-тилетней давности и требуют срочной замены. – Расскажите, а по каким причинам и надолго ли могут «раскопки» затягиваться. – Затягиваться работы могут из-за неотмеченных на карте коммуникаций и не учтенных при проектировании собственников земли. Случается, при работах обнаруживается кабель связи или водопровод, а кому принадлежит и действует или брошен – неизвестно. Приходится останавливать работу, выяснять. Или в разгар работ подходит человек и заявляет, что эта земля в частной собственности и копать тут нельзя. И показывает бумаги, удостоверяющие, как правило, свежезарегистрированную собственность на землю. – Сейчас много пишут о том, что построенные несколько десятилетий назад подстанции, линии, сети не справляются с ростом потребления электрической энергии. Скажите, с каким запасом строятся современные подстанции и линии электропередачи? – Это не удивительно – появляются новые бытовые электрические приборы, без которых уже сложно представить жизнь, появляются новые энергоёмкие технологии производства, да и современные офисы тоже потребляют много электрической энергии. Сети и подстанции, которые мы строим, по проектам рассчитаны на рост потребления до 2020 года. – Подавляющее большинство людей ни когда не были на подстанции. Какое оборудование на ПС является самым сложным? – Если говорить о современных подстанциях, то, пожалуй, самое сложное, это телемеханика. Сейчас очень важно, чтобы состояние ПС можно было полностью контролировать дистанционно из центрального диспетчерского пункта – Центра управления сетями Белгородэнерго. И подключение телемеханики как раз и является сейчас сложной частью работ. – Как давно работает Ваша компания и изменился ли характер ее деятельности за это время? – Компания работает с 1967 года и была создана для строительства воздушных линий электропередачи классом напряжения 35–1150 киловольт. В 2005 компания была реорганизована в ОАО «Мехколонна №77». С момента образования строим воздушные линии электропередачи, теперь еще и кабельные линии, подстанции. – Какие появились новые материалы, технологии? – Я бы не назвал это новинками, с этими материалами мы работаем уже довольно давно, но новее пока ничего нет. Это самонесущий изолированный провод, так называемый СИП, которым в воздушных линиях электропередачи заменяют алюминиевый неизолированный провод. Для прокладки кабельных линий часто используем кабель из сшитого полиэтилена. Он можно сказать, вечный, у него отменные эксплуатационные характеристики и очень большой срок службы. Есть опыт работы с кабелем Мульти-Виски, он обеспечивает возможность прокладки электрических сетей в стесненных условиях. Можно упомянуть элегазовые выключатели на подстанциях, многогранные опоры, полимерные изоляторы. – В многочисленных публикациях говорится, что Белгород, являясь первым российским «Умным городом», уже внедрил у себя многие элементы «Умных сетей Умного города». Ваша компания принимала или принимает участие в этом проекте? – Непременно. Наша компания выполняла работы по установке интеллектуальных счетчиков «Нейрон». – Все ли наружное освещение, которое вы устанавливаете, является «умным» и энергоэффективным? – При строительстве новых автодорог Мехколонна № 77 производит вынос сетей – переносит высоковольтные линии, устанавливает опоры и подводит наружное освещение. Отмечу, что все делается в кратчайшие сроки. За время строительства сроки не срывали никогда. Лампы устанавливаются в основном натриевые, это средний класс энергоэффективности. У нашей компании есть опыт установки светодиодных ламп наружного освещения, таким образом освещены, например, подстанции Майская и Крапивенская. А к системе Гелиос все наружное освещение подключается обязательно. – А что такое система Гелиос? – Это автоматизированная система управления наружным освещением, она как раз и является элементом тех самых Умных сетей. Чуть стемнеет – включается часть фонарей, чуть позже, когда еще уменьшится освещенность улиц – подключается следующий блок, когда полностью стемнеет, включаются все лампы. Также телемеханизация подстанций – наш вклад в строительство «умных» сетей. – Какой объект Вам запомнился больше всего? Почему? – ПС Северная, первый объект такого масштаба, первая ПС, которую строила белгородская энергосистема после продолжительного перерыва, и первая подстанция, которую строила Мехколонна №77 после реорганизации. – А какие сейчас есть интересные проекты? – Сейчас ведем работы по реконструкции ПС Белгород 110, это, пожалуй, старейшая подстанция, от которой питается много важных городских объектов – областная больница, онкологический центр. Также ведем работы на ПС Химзавод в Шебекино - ключевого объекта для электроснабжения Белгородского завода сапфиров «Монокристалл». – Владимир Михайлович, на прощанье раскройте секрет, откуда появилось название «Мехколонна»? Само слово вызывает устойчивую ассоциацию с мощным строем спецтехники, но никак не с энергетическим строительством. – Кстати, спецтехники у нашей компании много. А название историческое, в 60х годах, когда велось активное строительство, а техники было не так много, образовывались предприятия, оснащенные специальной техникой для производства определенных видов работ, которые назывались мехколоннами. У энергетиков были «мехколонны», а к примеру, у связистов и строителей – ПМК: «передвижные мехколонны». Номера выдавались по мере возникновения предприятий. Так что название историческое, хоть и не очень наглядно отражает наше основное направление работы. Но ребрендинг не хочу. Менять название, это, по сути, начинать историю предприятия с нуля. А от полувековой истории нельзя отказываться. Беседовала Алина Арчибасова