Народная программа – руководство к действию

fedorov.jpeg Программу, которую готовит для «Единой России» и Общероссийского народного фронта Институт социально-экономических и политических исследований давно стали называть Народной. Сегодня доработка Народной программы идет практически в круглосуточном режиме. Ее каждое положение будет предельно конкретным и явится реальным руководством к действию, заявил во вторник, 23 августа, в интервью ER.RU руководитель ИСЭПИ Николай Федоров. - Николай Васильевич, на встрече с лидером «Единой России», премьер-министром РФ Владимиром Путиным Вы сказали, что в обсуждении Народной программы приняло участие более миллиона россиян. Каково общее число предложений, поступивших в программу, и какой их процент учтен при ее разработке? - Действительно, к созданию Народной программы причастны более миллиона граждан нашей страны, выдвинувших свои способы решения волнующих всех нас проблем, это можно сказать без преувеличения. В Институт поступило свыше 15 тысяч конкретно сформулированных предложений. Процент предложений, включенных в программу, очень высок. Даже после детального обсуждения и проработки разделов с профильными членами федерального Координационного совета порядка 80-90 процентов поступивших идей остаются в Программе. - В Народную программу поступали предложения из разных уголков страны. Какой регион стал лидером по числу внесенных инициатив? - За два месяца серьезная работа была проведена во всех 83 субъектах. Наибольшую активность показал Центральный федеральный округ. Это обусловлено, помимо прочего, и высокой численностью населения - 38,5 млн человек. Но я бы не стал выделять «победителей» по числу предложений. Тем более, количество не всегда переходит в качество: у каждого региона есть свои особенности, определяющие характер и круг наиболее острых проблем, а также то, как они воспринимаются населением. В первую очередь, наши эксперты обращали внимание на содержательность идеи, а полезные и актуальные предложения приходили из разных точек Российской Федерации – от Чукотки и Камчатки до Калининграда. - Организации, не вошедшие в ОНФ, принимали участие в обсуждении Программы? - Участники ОНФ внесли более половины из поступивших предложений. Но, естественно, учитывались также мнения и рекомендации всех жителей России, пожелавших внести свой вклад в работу над Программой. Мы прислушиваемся и к советам простых граждан, и к пожеланиям авторитетных экспертов, анализируем присланные нам материалы вузов, институтов Российской Академии Наук, многих других научных учреждений. В частности, Института экономики РАН, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. Достаточно плотно сотрудничаем и с экспертными группами, которые занимаются совершенствованием Стратегии - 2020. - Сбор предложений в Народную программу вели в регионах и доверенные лица ОНФ. Их поездки оказались результативными? Наши коллеги по Народному фронту провели без малого 10 тысяч встреч с представителями общественных организаций и профессиональных сообществ. Все наработки и предложения были тщательно изучены, часть из них использована при подготовке Программы. Мы работаем в таком формате и с профсоюзом шахтеров, и с объединением педагогов, и с союзом пенсионеров. Я считаю работу в регионах весьма эффективным способом поиска решений. Зачастую высокопоставленные чиновники, пребывая в тиши и комфорте московских кабинетов, теряют связь с реальной жизнью, с людьми и их проблемами. Не зря лидер Партии Владимир Путин большую часть времени проводит в поездках по стране. Рекомендовал бы всем брать с него пример! А если классиков литературы вспомнить, то еще Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» советовал: «Чтобы узнать, что такое Россия нынешняя, нужно непременно по ней проездиться самому». Мы провели много региональных мероприятий: в Брянске и Кирове, Ярославле и Екатеринбурге, Пскове и Ставрополе, Красноярске и Иркутске - это далеко не полный перечень регионов, где проходили конференции и круглые столы по наиболее острым и актуальным темам развития России. За три месяца работы руководство и ведущие эксперты Института не только принимали участие в заседаниях региональных Координационных советов ОНФ, но активно встречались с представителями властей, общественных организаций, с простыми гражданами. В ходе живого, иногда очень эмоционального общения рождалось много идей и конкретных предложений, которые жители самых разных регионов могли высказать и обсудить напрямую, без посредников – со своим губернатором, мэром, с экспертами Института. Очень многое по результатам этих дискуссий потом легло в Программу. И до тех пор, пока работа над документом не окончена, подобные встречи необходимы. - Все предложения в Народную программу аккумулируют специалисты Вашего Института. По какому принципу обрабатываются и распределяются поступающие идеи? - С Институтом работают более 200 экспертов федерального уровня и 400 - из всех регионов России. От них мы получаем рекомендации по решению проблем в сфере их профессиональной компетенции. Кроме того, пришедшие к нам предложения были систематизированы и по отраслевому признаку – все они основательно обсуждались в соответствующих рабочих группах. Разделы Программы, сформированные по итогам глубокого анализа поступивших предложений, рассматривались с членами федерального Координационного совета Народного фронта и ключевыми экспертами в соответствующих областях, после чего еще дорабатывались. Хочу отметить, что мы опирались, в том числе, и на положительный опыт некоторых регионов России, а также других стран. Сегодня предложения продолжают поступать. Доработка Программы идет практически в круглосуточном режиме: процесс не останавливается ни на минуту. Как говорили римляне, nulla dies sine linea. Ни дня без строчки. - На Ваш взгляд, Народная программа – это документ рекомендательного характера или реальное руководство к действию? Каким образом будут выполняться ее положения? - Народная программа призвана ответить на наболевшие вопросы, которые сегодня волнуют миллионы людей: это нехватка детских садов, качество дорог, образование и медицинское обслуживание, проблема алкоголизации населения и многое другое. Мы предлагаем конкретные способы решения насущных проблем, исходя из того, что каждое предложение должно быть содержательным, а главное - реализуемым. Ничего абстрактного и декларативного. Идеи и ключевые инициативы, заложенные в документе, нашли понимание и поддержку экспертов, лидеров общественных организаций, членов федерального Координационного совета ОНФ. Более того, сегодня наш Институт приступил к подготовке плана действий по воплощению в жизнь положений Народной программы. Но самое важное - все согласованные решения должны стать обязательными для исполнения депутатами от «Единой России» и ОНФ. По сути, это руководство для законопроектной работы Государственной Думы нового созыва. Поэтому пустых обещаний в Народной программе не будет. - Вы перечислили часть проблем, которые больше всего волнуют россиян. Что еще они хотят изменить? - В работе над Программой мы постоянно обращались к данным актуальных социологических исследований, а также к результатам опросов населения, проводимых Общероссийским народным фронтом и «Единой Россией». Эти сведения позволяли нам живо чувствовать круг проблем, которые большинство россиян считает наиболее важными для себя и страны в целом. В этом рейтинге лидируют, как ни грустно об этом говорить, алкоголизм и наркомания, инфляция и рост цен на товары и услуги. Далее следуют безработица, уровень доходов населения, коррупция и бюрократизм. Высокую значимость имеют ситуация в сфере ЖКХ, а также вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, положение молодежи. Кстати, на сайте Института в разделе «О Народной программе» размещена подробная справка, в которой не только перечислены наиболее острые проблемы России с точки зрения ее граждан, но и представлен анализ ситуации в разрезе социальных групп. - Кто будет реализовывать Народную программу в регионах, муниципалитетах? Может для этого понадобиться создание дополнительных ведомств? - Институт разработал методические рекомендации по подготовке во всех регионах, муниципалитетах, селах планов первоочередных действий по обустройству жизни. В них речь пойдет о том, как навести порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве, сделать лучше дороги, больницы, школы, благоустроить улицы – словом, реализовать все, что важно для жителей России. Сегодня практические все муниципалитеты страны подготовили такие планы. На очереди - аналогичные документы региональных властей. В итоге каждый человек, где бы он ни жил, будет иметь возможность контролировать процесс решения своей конкретной проблемы – будь то школа, детский сад, строительство дороги или завышенные тарифы на коммунальные услуги. Каждый россиянин будет видеть не только то, что делает федеральный центр на своем уровне, но и сможет строго спросить с представителей местных властей за неисполнение их прямых обязанностей. Мы считаем возможным ввести дополнительные механизмы общественного, по сути - народного - контроля, чтобы избиратели имели возможность влиять на власть, в том числе на депутатов, которые будут избраны от ОНФ. В этом заключается одна из идей создания Народного фронта. Реализовывать Народную программу будут избранные депутаты и представители исполнительной власти. Мы не считаем правильным и целесообразным создание новых ведомств: плодить чиновников ни к чему. Им, как и всем нам, нужно каждодневно, неустанно и плодотворно работать на благо родной страны. - Означает ли разработка и утверждение Народной программы то, что «Единая Россия» уходит от принципа партийных проектов? Или они будут существовать одновременно? - Народная программа – основополагающий документ, который будет определять план действий на следующие пять лет - в рамках конституционных полномочий всех ветвей власти. В то же время, одним из возможных механизмов решения проблем страны являются партийные проекты. Поэтому, если они эффективны, то их обязательно нужно продолжать. Кроме того, самые интересные идеи и инициативы, которые нашли отражение в некоторых проектах партии «Единая Россия», мы включили в Народную программу. - В рамках ОНФ прошло обсуждение Народного трехлетнего бюджета. Как Народная программа коррелирует с Народным бюджетом? - Народный бюджет – один из механизмов реализации Народной программы. Ведь каждое ее положение необходимо воплощать в жизнь - а это вопрос, в том числе, и финансирования. И на площадке Народного фронта министры и рядовые граждане вместе определяли приоритеты расходов государственного бюджета. Эффективность такой формы работы стала очевидной практически с первых заседаний, когда под натиском аргументов участников - членов Народного фронта суммы на те или иные жизненно важные для страны проекты пересматривались и иногда вырастали в разы. - Как сумма, выделенная Минфином на решение проблемы нехватки детских садов, увеличенная под натиском ОНФ почти в 10 раз? - Да, это действительно яркий пример того, как институты гражданского общества могут воздействовать на власть. Дефицит детских садов – очень болезненная тема практически для всех регионов. В стране не хватает 1 миллиона 700 тысяч мест в дошкольных учреждениях. Страдают не только дети, но и родители. Учитывая остроту и масштабность проблемы, выделение 10 миллиардов рублей только из федерального бюджета на строительство и реконструкцию в основном муниципальных детских садов выглядит логичным решением. Или еще один факт: в интересах людей с ограниченными возможностями федеральный Координационный совет отстаивает увеличение финансирования программы «Доступная среда». Это, в том числе, адаптация городских улиц и всех публичных организаций для нужд инвалидов. - Работа над Народной программой идет параллельно с праймериз ОНФ. Многие кандидаты признавались, что тоже собирали предложения жителей. Делились ли они полученными мнениями с Институтом? - Да, к нам приходит немало предложений от участников праймериз. Это и обобщенная информация, полученная в ходе предварительного голосования, непосредственного общения с людьми, и личные рекомендации кандидатов. Неудивительно, что такой формат работы оказался востребованным. Достойно представлять интересы граждан в Государственной Думе или региональном Законодательном Собрании - значит досконально знать, как и чем живут люди в городах и селах, понимать существующие проблемы и оперативно решать их. - На встрече с Владимиром Путиным Вы отметили, что ряд тем, нашедших отражение в предвыборной программе «Единой России» и ОНФ, следует вынести на более широкое, общенародное обсуждение. В частности это повышение до 21 года возраста, с которого допускается продажа алкогольной продукции. Какие еще темы, нуждающиеся в дискуссии, стоит выделить? - Помимо этого, мы предлагаем ряд мер для формирования более приемлемой и справедливой тарифной политики в сфере ЖКХ: ввести социальную норму потребления коммунальных ресурсов, в пределах которой «заморозить» рост тарифов на уровне инфляции. Полагаю, что весьма важной инициативой в сфере охраны здоровья граждан, представленной ОНФ на суд жителей России, властей и экспертного сообщества, является предложение о всеобщей диспансеризации населения. Это обеспечит своевременное выявление и более эффективное лечение заболеваний, а также может быть установлено в качестве одного из факторов, влияющих на индивидуальные для гражданина условия обязательного медицинского страхования. Для водителей интересным будет предложение о мерах по ликвидации так называемой «презумпции виновности», когда показания сотрудников ГИБДД, составивших административные протоколы, не ставятся судами под сомнение. И еще очень важная инициатива: в такой огромной стране как Россия должно стать правилом, а не исключением «пилотирование» реформ – проверка социально значимых нововведений на примере отдельных регионов с последующим внедрением в масштабах всей страны лишь после подтверждения результативности. Это помогло бы предотвратить принятие многих поспешных решений, таких, например, как монетизация льгот и платная любительская рыбалка. Также мы продолжим обсуждение законопроекта «Об основах охраны здоровья граждан»: он вызвал немало нареканий со стороны медицинских работников. В частности, против форсированного принятия нормативного правового акта, который мог породить дополнительные проблемы, как для медиков, так и для их пациентов, активно выступал член Общероссийского народного фронта, известный врач и общественный деятель Леонид Рошаль. Уверен, что Министерство здравоохранения и социального развития и представители российского медицинского сообщества выработают компромиссное решение. В средствах массовой информации уже идет живое обсуждение некоторых из наших инициатив. Мы открыты для дискуссий, в том числе и для обоснованной критики. Ждем также и экспертных оценок. И до тех пор, пока работа над Программой продолжается, мы ожидаем от граждан России активного участия, новых идей и мнений по всем темам и вопросам, которые стоят сегодня наиболее остро перед обществом. По материалам портала ER.RU