Новости Белгородской области

Новое поколение журналистов ничем не отличается от нового поколения людей других профессий

lazarenko.jpgОфициальному изданию правительства РФ - "Российской газете" - исполнилось 20 лет. Сегодня "РГ" - одно из самых авторитетных изданий в стране, и можно с уверенностью сказать, что эта газета в числе немногих СМИ, на которые равняются издания в регионах. О региональной прессе и о журналистике вообще, мы беседуем с редактором филиала «Российской газеты» в Центральном федеральном округе (головной офис - в Воронеже) Львом Лазаренко.

- «Российской газете» исполнилось 20 лет. Обычно юбилей - это повод не только принимать поздравления, но и подводить итоги. Скажите, чего удалось добиться за это время и какие цели на будущее ставит перед собой издание?
- Говорить о двадцатилетнем пути газеты «в целом» - прерогатива главного редактора издания. Но многое видно и с окружной «колокольни». Вот уже два года мы работаем в режиме локальной чрезвычайной ситуации: филиал, отвечавший ранее за Черноземье, волею судеб объединил 16 регионов (все субъекты Центрального округа помимо Москвы и Московской области). Сказать, что это было непросто, - ничего не сказать. Момент в каком-то смысле исторический. За всё время моей работы в «РГ» - а это - 8 с половиной лет, такая феллиниевская цифра - наблюдалась экспансия издания в регионах: создавались представительства, расширялась корреспондентская сеть и т. д. А в 2008 году прошла реорганизация филиалов, и от многих завоеваний пришлось отказаться. Что поделать, жизнь газеты неотделима от жизни страны, процессы идут одни и те же. Для нас это был вызов, и, смею надеяться, мы пока достойно на него отвечаем. Сохранили своё информационное присутствие в этих16 регионах. Собкоры, которым поручено следить за двумя-тремя областями, всё же успевают реагировать на важные события. Читатели, допустим, из Калуги, где у нас нет штатного сотрудника, всегда могут быть уверены в том, что прочтут в газете интересное для себя, интересное о своем регионе.

А цели на будущее - да и в настоящем - прозрачны: быть актуальными и востребованными.

- Какова главная проблема журналистики в Черноземье? Каково Ваше мнение о новом поколении журналистов?

- Проблемы, я думаю, одни для всех - нет каких-то специфически чернозёмных или южноуральских. Прежде всего они касаются, как это ни печально, качества - как и изданий (будь то газета, журнал или электронное СМИ), так и собственно журналистских материалов. Это - побочное действие медиабума, профессиональной девальвации, которая наблюдается в последние годы всё ярче. Когда журналист - не единица, а элемент толпы себе подобных, его личностные характеристики (за которые прежде и ценили авторов), уровень его мастерства теряет свое значение. Новые приоритеты (оперативность и дурно понятый КПД, например) диктуют и новый стиль работы.

Есть и ряд проблем, не зависящих от журналиста. Среди них - пресловутая «завязанность» СМИ на власти или бизнесе, заказывающих музыку. Музыку-то заказывают во все времена, но все меньше людей, способных сыграть, так сказать, свою мелодию. А это, опять же, вопрос мастерства, вопрос исполнения.

Продолжая логику, скажу, что новое поколение журналистов ничем не отличается от нового поколения людей других профессий. Со своими достоинствами (в их числе - работа на результат, обучаемость, интерес к новым технологиям) и недостатками - отсутствием четких этических ориентиров, низкой общей культурой, излишней самоуверенностью.

- Сейчас и журналисты-практики, и ученые, которые занимаются теорией журналистики, активно обсуждают такой вопрос: нужно ли журналисту профильное образование, или можно успешно работать без диплома журфака. Что Вы думаете по этому поводу? Каковы критерии отбора сотрудников у Вас?

- Мне этот вопрос представляется умозрительным. Если бы вы его не задали, я бы и не вспомнил, что наш корреспондент из Тулы Елена Шулепова по образованию кибернетик, смолянин Дмитрий Раичев и орловчанин Денис Передельский - инженеры. Да и ваш покорный слуга, если верить диплому, не журналист, а вовсе даже филолог.

Безусловно, в профессии необходимы какие-то базовые навыки, которые может дать факультет журналистики. В «РГ» немало корреспондентов и редакторов, окончивших именно журфак. Наверное, им овладевать нашим ремеслом было проще. Вместе с тем, на мой взгляд, журналистика - это профессия, которую должен постигать более-менее зрелый человек. Осознанно. И подготовка должна быть не массовой. Потому что количество тех ребят, которых после журфака «отбраковывает» профессия, на мой сторонний взгляд, с каждым годом возрастает. Впрочем, повторюсь, ситуация с в сфере журналистики ничем не отличается от общей. Профильное образование в принципе никак не удаётся увязать с практической деятельностью. Практики и теоретики говорят на разных языках, хотя им есть что почерпнуть друг у друга.

Каковы критерии отбора? На цвет диплома смотрю в последнюю очередь. На выдавший его вуз и факультет - скорее из любопытства. Как правило, к нам приходят люди, уже сумевшие проявить себя в профессии. Но это вовсе не значит, что потенциальный кандидат в корреспонденты «РГ» должен быть убелён благородной сединой. Хорошие журналисты - товар штучный. Поэтому мы охотимся прежде всего за личностями.


Обмен вебмани

Разработка проекта Студия КБ Калугина


Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-35607 от 16 марта 2009 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций
Автор и разработчик проекта: Андрей Калугин. Поддержка сайта: студия КБ Калугина™
e-mail: news@mediatron.ru

Яндекс.Метрика