Сегодня мы уже соревнуемся не только с субъектами Российской Федерации, но и с федеральными округами

В Белгородской области прошло заседание Государственного совета Российской Федерации, посвященное продовольственной безопасности страны. Предложения Евгения Савченко по развитию отрасли животноводства нашли поддержку президента России Дмитрия Медведева. Губернатор области поделился с журналистами подробностями их содержания, а также раскрыл основные вопросы, которые обсуждались в ходе его личной беседы с главой государства. - Заседание Президиума Госсовета – знаковое событие для региона. Его главной темой стала продовольственная безопасность страны и ее приоритетное направление – развитие животноводства. На долю Белгородской области приходится около 10% общероссийского производства мяса. Притом, что население региона составляет не больше 1% от общероссийского. Мы сумеем сохранить темпы? Каковы прогнозы на этот год? Как мы выглядим на фоне других субъектов федерации? Кто из других регионов страны составляет нам конкуренцию? Или область в этом смысле вне конкуренции? - Сегодня мы уже соревнуемся не только с субъектами Российской Федерации, но и с федеральными округами. Если сравнить отдельно производство мяса птицы и свинины в сельскохозяйственных предприятиях, я это подчеркиваю, то здесь у нас тоже уже нет конкурентов. В Белгородской области производится больше мяса птицы и свинины, чем в любом отдельно взятом федеральном округе Российской Федерации. Об этом, кстати, и президент сказал на заседании Госсовета. Каковы дальнейшие планы? У нас совместно с региональными производителями разработан ряд проектов, реализация которых позволит получить до полутора миллионов тонн мяса, если, конечно, не будет никаких форс-мажорных обстоятельств. Я считаю, что таких показателей мы сможем достигнуть в ближайшие 2-3 года и на этом, наверное, надо остановиться. Сегодня наши компании также производят продукцию далеко за пределами Белгородской области - Алтайский край, Новгородская область, Брянская область. Есть предложения и от других территорий. Об этом я тоже рассказал на заседании Госсовета. Если наши производители начнут сотрудничать с предприятиями Беларуси, Украины, Казахстана, мы будем только приветствовать появление таких транснациональных компаний по производству мяса птицы и свинины. Таковы наши перспективы. - Евгений Степанович, судя по репортажам и публикациям в СМИ, ваши предложения и инициативы были поддержаны президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем. Медведевым. В чем суть этих предложений, и какого результата на государственном уровне следует ожидать, если они будут реализованы? - В своем выступлении я обозначил четыре проблемы, которые беспокоят тех, кто занимается в отрасли животноводства, прежде всего, производством мяса птицы и свинины. А у нас в этой сфере работает уже почти 50 тысяч человек. Первая проблема. Нас беспокоит ситуация с импортом животноводческой продукции. Какова должна быть здесь политика государства? Необходимо, чтобы сокращение импорта было сопоставимо с ростом отечественного производства. Сегодня, с одной стороны, объем выпуска собственной продукции увеличивается, с другой - импорт сокращается, но не так быстро, как растет производство. В качестве примера я привел следующую статистику. В 2007-2009 годах прирост производства в стране мяса птицы и свинины составил 864 тысячи тонн, а импорт сократился только на 329. Разница в 535 тысяч тонн пошла в остатки, частично, наверное, на увеличение потребления населением, я не исключаю такую возможность. Специалисты сделали прогноз, что нас ожидает в 2010-2012 годах. Получается то же - в соответствии с принятым постановлением о квотах, прогноз производства - 1 миллион 170 тысяч тонн, а сокращение импорта - 678. Итого, три года предыдущие, три года предстоящие – рост 2 миллиона тонн, а импорт сокращается, я здесь немного округляю цифру, на миллион. Таким образом, разница между ростом собственного производства и долей импортной продукции составляет 1 миллион тонн. Я предложил сократить импорт и сказал, что 2012 год должен быть последним годом импорта мяса птицы и свинины на таможенную территорию Российской Федерации. Вторая проблема. Что дальше должны делать предприниматели с наращиванием производства мяса птицы и свинины после 2012 года, когда его объемы будут сопоставимы с объемом внутреннего потребления в стране? Продолжать обеспечивать рост производства или сказать им: «Хватит, остановитесь». Должен быть слышен четкий сигнал государства, потому что планировать рост производства мяса свинины и птицы в 2012-2013 годах нужно сегодня - заключать кредитные договоры и начинать приступать к реализации этих проектов. А сигнала государства нет. Что делать? Я сказал, что такой сигнал должен быть. Или государство скажет: «Давайте развиваться дальше. У нас есть политические договоренности об экспорте мяса птицы, свинины, скажем, в Китай, Индию или еще куда-то, необходимы такие-то объемы продукции. Давайте наращивайте производство или же прекращайте, сворачивайте все проекты. Мы дальше не будем поддерживать новые разработки так, как делаем это сегодня». Президенту эта идея очень понравилась, и он дал поручение правительству ответить на эти вопросы. Следующая проблема. Независимо от того, как государство определит дальнейшую перспективу развития птицеводства и свиноводства, необходимо принять решение о поддержке всех проектов, которые входят, в моем понимании, в мясной кластер. Например, производство аминокислот. Сегодня страна завозит, в том числе и наши потребители, около 50 тысяч тонн лизина. Биодобавки, витамины, ветеринарные препараты, тара упаковочная – это все сегодня импорт. То есть проекты, которые должны быть направлены на импортозамещение и входящие в мясной кластер, также требуют соответствующей поддержки государства в форме субсидирования процентной ставки. Предложение поддержано президентом, я надеюсь также на поддержку правительства и принятие соответствующих решений. И последняя проблема, которую я поднял, которую никто никогда еще не ставил, но она актуальна, особенно для нас. Животноводство – это не только мясо, молоко, но и отходы, которые, с одной стороны, являются великолепным удобрением, а с другой – и эта ценность все более растет в мире – сырьем для получения электроэнергии, газа. Сегодня в мире уже действуют сотни тысяч биогазовых установок. Я изучал этот опыт в Германии, где функционируют 20 тысяч таких сооружений. У нас в стране, может быть, единицы. Белгородская область обладает очень большим биоэнергетическим потенциалом. Если мы все наши отходы переработаем в газ, то получим где-то полмиллиарда метров кубических газа. Это количество сопоставимо с тем объемом, который мы сегодня потребляем на коммунально-бытовые нужды. Мы даже подсчитали, что из этого газа можно выработать электроэнергию, которой будет достаточно для того, чтобы в течение года обеспечить 200 тысяч человек. И одновременно будет выработано тепло, которым можно отопить площадь в 3 миллиона квадратных метров. Если это будут теплицы, то в них можно произвести миллион тонн овощной продукции, которую, кстати, мы тоже завозим процентов на 50-60 из-за рубежа. Эти четыре предложения были поддержаны, как и другие, озвученные участниками заседания Совета. Еще разговор шел о засухе, которая поразила Центрально-Черноземные области, в том числе и наш регион. Но эпицентр ее находится в Поволжье и на Урале. Несомненно, сложившаяся ситуация скажется на урожае сельскохозяйственных культур, прежде всего, зерна. Вспоминаю 1972 и 1979 годы по той интенсивности засухи, которую мы сегодня наблюдаем. Наверное, все повторяется. В нашей области мы тоже ощущаем недобор зерна. Сейчас приступили к обмолоту. Урожайность значительно ниже, чем в прошлые годы – на уровне 20-22 центнеров с гектара. Мы при такой урожайности соберем миллион – миллион двести тонн при потребности в 3 миллиона. Однако сейчас каждая компания, которая нуждается в зерне для производства мяса, приступила к его закупке. Есть договоренность закупить из госрезервов 1,6 миллиона тонн, а также часть - в других регионах. То есть на рынке зерно есть. И я здесь большой трагедии, конечно же, не вижу. На внутриобластном уровне мы принимаем все меры по поддержке предприятий посевным материалом, прежде всего, семенами озимых культур. В Ровеньском и Вейделевском районах озимых практически нет, и семян они не получат. Мы сейчас при поддержке областного бюджета ведем закупки в западных районах области и делаем туда переброску семян. Эта работа уже практически началась. Так что форс-мажорные обстоятельства в связи с засухой, конечно, существенным образом скажутся на растениеводстве, но в целом на ситуацию в сельском хозяйстве, на развитие производства мяса нисколько не повлияют. - Евгений Степанович, в ходе визита состоялась ваша личная встреча с президентом. Это всегда самое интересное, потому что по неписаной традиции присутствие СМИ на таких встречах строго ограничено протоколом. О чем шла речь? И о каких экономических проблемах развития региона вы говорили с главой государства? - Я должен прямо сказать, что есть публичная часть встречи, а есть непубличная. Это тоже правило, которое существует. На публичной части встречи, где присутствовали средства массовой информации, у Дмитрия Анатольевича большой интерес вызвало состояние жилищного строительства, прежде всего, как реализуются те проекты, с которыми он у нас познакомился 2-3 года назад еще в качестве первого вице-премьера. Я ему рассказал, что объемы индивидуального жилищного строительства за эти годы – годы кризиса – нисколько не уменьшились, а наоборот, интерес населения к ИЖС возрастает, наверное, благодаря тем правилам, которые у нас осуществляются, и тем формам поддержки, которые реализуются в области. Я рассказал и показал на цифрах, что делается на самом деле. Это вызвало у Дмитрия Анатольевича большой интерес Он отметил, что особенно в нашей стране с огромными площадями необходимо развивать именно индивидуальное малоэтажное жилищное строительство и, таким образом, процентов на 80-90 вообще решать жилищную проблему. Я очень рад, что наши подходы здесь поддержаны президентом. Я знаю, что у Владимира Владимировича Путина такая же позиция. И слава Богу, что это так. Что касается непубличной части – разговор касался строительства дорог. В связи с тем, что мы приняли программу развития автомагистралей на территории региона, я попросил президента о следующем. Есть федеральная трасса «Москва – Крым» - М2, которая проходит через Белгород. Рядом и параллельно М2 через Воронеж проходит еще одна трасса федеральная М4 «Дон», соединение между ними есть, но дороги очень плохие. Трасса проходит от Белгорода через Новый Оскол, Алексеевку до границы с Воронежской областью и дальше до Павловска. Она построена еще в 60-е – 70-е годы и сегодня не соответствует современным стандартам ни по качеству, ни по проходимости, ни, тем более, безопасности. Я попросил президента, показав ему это на карте, поддержать нашу идею реконструкции дороги «Белгород – Новый Оскол – Алексеевка – граница с Воронежской областью» - это 211 километров. При поддержке из федерального бюджета мы хотим сделать там четырехполосную трассу. Это вписывается, я повторяю, в областную программу строительства магистральных дорог. Стоимость дороги предварительно оцениваем в 14 миллиардов рублей. Если семь миллиардов мы получим из федерального бюджета, семь миллиардов найдем здесь, то в течение трех, максимум четырех лет мы эту дорогу сделаем. Она для нас очень важна. По ней едут куряне, жители Брянской, Смоленской, Орловской областей – естественно, грузопотоки очень большие, и напряженность слишком велика. Сегодня дорога в очень плохом состоянии. Вот это первый вопрос, который я задал президенту. И второй вопрос – общий, который касается строительства дорог в России. Сейчас, вы знаете, в стране развернулась дискуссия о том, как финансировать дорожное строительство, и слава Богу, что президент, когда вел совещание, не принял окончательного решения, он сказал: «Давайте отложим». В настоящее время снова хотят узаконить выделение средств на дорожное строительство из бюджета. А его возможности крайне ограничены. Я подготовил президенту короткое письмо с предложением вернуться к организации дорожных фондов, и предложил источник финансирования – ввести налог с оборота 2,5%, одновременно снизив налог на добавленную стоимость на 5%. То есть, экономически хозяйствующие субъекты не почувствуют здесь никакой нагрузки. Это не скажется ни на ценовой политике, ни на прилавке, ни на ценах, поскольку мы один налог заменяем другим, абсолютно паритетным. НДС – очень трудно администрируемый налог, прямо скажем, коррупциогенность высокая, особенно при его возврате, а налог с оборота – абсолютно транспарентен, прозрачен. Если 2,5% налога с оборота пустить на наполнение дорожного фонда, я подсчитал, что для нашей области это порядка 12-15 миллиардов рублей - в три раза больше тех средств, которые мы вкладываем в сооружение новых трасс вместе с федеральным бюджетом, объемы дорожного строительства в регионе и в целом в стране возрастут. Второе мое предложение заключается в том, чтобы со стороны государства был обеспечен контроль ценообразования в дорожном строительстве. Вообще, что такое стоимость дороги? Стоимость дороги на 50-60 процентов составляет стоимость инертных материалов (щебень, песок) и вяжущих – это битум. А цены, посмотрите, какие сумасшедшие сегодня на эти материалы. Я попросил президента, чтобы при помощи государства, прежде всего федеральной антимонопольной службы, был введен порядок контроля за этими ценами, на эти товары, на это сырье. Не 500-700, 1000 процентов должна быть рентабельность, а 20%, не более того. Тогда у нас сразу же стоимость одного квадратного метра дороги или километра существенно снизится. президенту очень понравилась эта идея. Я думаю, в ближайшее время будет принято соответствующее решение. - Если речь зашла о дорогах, Евгений Степанович, на какой стадии сегодня находится разработка областной семилетней программы дорожного строительства? Как в ее реализацию вписывается дорожная программа партии «Единая Россия»? - Что касается нашей программы, то на совещании с членами правительства мы приняли проект строительства автомагистралей на территории Белгородской области. Они насчитывают примерно 600 километров. В первую очередь, мы хотим полностью соединить Белгород и Старый Оскол четырехполосным движением. Я думаю, нам это удастся уже в ближайшие годы. Далее – дорога, о которой я сказал и просил поддержки президента – это «Белгород – Алексеевка», далее «Белгород - Шебекино - Валуйки» и далее «Старый Оскол – Новый Оскол – Валуйки», а также дороги от Белгорода до Борисовки, от Белгорода до Ракитного. Это в полной мере вписывается в инициативу партии «Единая Россия». Уже есть предварительная договоренность о поддержке нашей программы со стороны ее руководства. - Евгений Степанович, федеральные СМИ, рассказывая об этом визите, неоднократно упоминали, что обыкновенный район, где проходило заседание Госсовета, опровергает представления о глубинке. А теперь здесь должен появиться и социальный объект, который больше соответствует крупным городам – собственный спортивный центр. Как родилась идея строительства этого объекта? Правда ли, что президент принял участие в закладке камня этого объекта? Каким он будет, этот спортивный центр, и можем ли мы рассчитывать на его финансирование из федерального бюджета? - Что касается строительства спортивного центра, то это не центр и не комплекс, а целый спортивный парк. Мы его презентовали президенту вместе с Николаем Васильевичем Калашниковым не просто как картинку, а представили в виде бурного строительства, которое идет пока что за счет средств областного бюджета, но в текущем году нам будет оказана финансовая поддержка государства в размере 200 миллионов рублей. Этот спортивный парк представляет собой, прежде всего, ледовый дворец, который будет сдан в конце 2010 года. Далее – спортивный центр с универсальным залом, теннисный корт, площадки для игр в баскетбол, волейбол, ручной мяч, трасса для дерт-джампинга, велотрек, скейтдром для продвинутой в спортивном плане молодежи, скалодром, детские игровые площадки. Все они будут сданы в будущем году. Президент спросил нас: «Когда вы планируете закончить?» Мы сказали, что в самом конце следующего года. Он говорит: «Давайте в сентябре». И добавил: «Если вы в сентябре сделаете, то я приеду и на открытие». Беседовали: Алена Андреева (ТРК «Мир Белогорья»), Игорь Князев (ГТРК «Белгород»). Текст предоставлен пресс-службой губернатора и правительства региона